(343) 346-81-41 | +7 (967) 639-81-41
620000, г. Екатеринбург, Свердловская область, ул. Розы Люксембург, 12, офис 608
Центр психоанализа
и практической психологии

Голос сердца

Ситуация выбора сегодня для многих людей является проблемной, ведь выбор нередко совершается между равнозначными решениями, когда нет правильного и неправильного варианта, но стоит вопрос выбрать то, о чем сам человек жалеть потом не будет. 

И  что бы он ни выбрал - от чего-то придётся отказаться.

Ситуация выбора - это ситуация принятия ответственности за решение и его последствия. За то, что выбираю, и последствия того, от чего отказываюсь. Т

Такие ситуации, как правило, сопровождаются мучительными сомнениями, нервно-психическим напряжением. Многие люди предпочитают откладывать решение как можно дольше, чтобы избежать связанной с ним тревоги. Другие ищут совета и поддержки у окружающих.

Но даже сделав выбор, человек часто сомневается: правильно ли я поступил? Не был ли отвергнутый вариант лучше? - начинает жалеть об упущенных возможностях, продолжая оставаться в напряжении.
Как же справляться с ситуацией выбора и принимать эффективные решения?

"Слушай себя"- именно такой совет чаще всего можно услышать от опытных людей. И мы обращаемся к себе, пытаясь откуда-то изнутри услышать верный ответ. Некоторые люди такой ответ действительно получают. Это люди, у которых налажен контакт с собственными чувствами, которые интересуются своим внутренним миром. Они знают на своём опыте, насколько важно слушать своё сердце. Эти люди прошли долгий путь знакомства с собой, путь, который мог лежать в области психотерапии, религии, экзистенциально-духовных поисков, а некоторым повезло: их научили родители. Этот путь индивидуален и непрост, но благодаря проделанной ранее работе, человек может опираться на себя: он себя знает, чувствует, слышит - это живой опыт, который постоянно обогащается.

Однако не все люди обладают подобным опытом и поэтому не все, обращаясь к себе, могут ответить на вопрос: чего я хочу на самом деле?

Способность слушать свой внутренний голос, понимать себя на сегодняшний день признана как исключительно человеческое качество.

Однако эта способность развивается не сразу и зависит от многих факторов. С самого раннего возраста (а по последним данным, уже в пренатальный период) ребенок испытывает множество потребностей, однако удовлетворить их и даже понять сам не может. За него это делают окружающие взрослые. При этом младенец не умеет выделять себя из окружающего пространства, поскольку ещё не имеет личностных границ. То, каким образом мать или другое значимое лицо реагируют на поведение ребёнка, формирует его первое представление о себе. Живое поле коммуникации значимых взрослых легко проникает в психику ребёнка: эмоции мамы при кормлении и пеленании, общение внутри семьи, ожидания родителей, реакция членов семьи на плач ребёнка. Это очень близкий контакт, поэтому собственные потребности младенца, его тревога и удовлетворение проникают в психику ухаживающих за ним взрослых. Возникает взаимообмен, где каждая реакция получает ответ. Такая ситуация позволяет младенцу и матери адаптироваться друг к другу. Именно мать или другой человек, ухаживающий за ребёнком, является своего рода камертоном чувств младенца. И если, проявляя определённые потребности, младенец регулярно сталкивается с тревогой матери или с отсутствием ответа (мама ведь живой человек, а потому может иметь собственные травмы и неразрешенные внутренние конфликты), часть его опыта оказывается связана сильной тревогой или вообще остаётся непознанной.

У любого человека есть непознанные, скрытые стороны личности, они хранятся в бессознательном и периодически проявляют себя. Это те моменты, когда мы теряем контроль над собой или регулярно сталкиваемся с одной и той же проблемой, но, несмотря на все старания, никак не можем её обойти.

У человека не зря столько времени занимает детство и подростковый возраст. Задача этого периода- максимально удачно адаптировать свою уникальность в окружающем мире.

К сожалению нередко ценой такой адаптации является утрата контакта с собой. Ведь уникальность никуда не девается: даже особенности восприятия у всех людей разные!

И что делать, если особенности восприятия одной и той же ситуации у мамы и ребёнка кардинально различаются? Или ребёнок выражает чувства и потребности, на которые в семье наложен запрет? Или столкнувшись со стрессовой ситуацией, оказывается затоплен тяжёлыми чувствами и лишён поддержки? Или в процессе воспитания и образования слишком сильно нарушается баланс между познанием себя и познанием окружающего мира?

Человек научается действовать в соответствии  с требованиями среды, но перестаёт себя слышать. Обращаясь к себе, он не может получить ответ. Подобное можно сравнить с ощущениями человека, лишенного зрения или слуха и вдруг прозревшего или начавшего слышать: мир оказывается наполнен разрозненными, хаотичными стимулами, с которыми он не знает, что делать. То же происходит, когда человек начинает прислушиваться к своим чувствам, не имея подобного опыта. И то, что для ребёнка является естественным, для взрослого оказывается испытанием.

Именно поэтому так много людей ищет опору не в себе, а во внешнем мире: людях, занятиях, зависимостях... Ведь так хочется, столкнувшись с внутреннем хаосом, найти кого-то (или что-то), способного снять тревогу! У некоторых людей целая жизнь проходит в поиске такой опоры, а они так и не чувствуют себя счастливыми. Другие же, найдя опору в чем-то внешнем, вынуждены постоянно обращаться к этому каждый раз, когда чувствуют дискомфорт, переполнены эмоциями, когда нужно сделать выбор или преодолеть препятствие.

Плутая в поисках лучшей жизни,  человек на самом деле ищет самого себя.
Тем не менее даже взрослому человеку возможно обрести опору в себе самом, научившись слушать своё сердце.

Это долгий, но безусловно плодотворный путь может быть начат с простых шагов: обращаться к себе как можно чаще с вопросом "чего я хочу?", "что я сейчас чувствую?"- и самое важное не торопиться с ответом.

Слушать, как отзывается внутренний мир, какие ощущения возникают в теле, наблюдая с доброжелательным  любопытством, как в детстве, когда мы могли долго и внимательно наблюдать, как ползёт жук, падает снег или садится солнце.

Полезно также познакомиться с собственными ощущениями, изучая свои реакции на вкус пищи, прикосновения, звуки музыки.

Если быть внимательным и беспристрастным при таком наблюдении, то можно обнаружить, как воспринимаешь мир на самом деле. И это восприятие может оказаться совсем не таким, как ожидаешь или думаешь о себе .

Такие простые упражнения могут помочь приблизиться к осознанию собственной уникальности.

Правда на этом пути возможны остановки и препятствия. Рост напряжения, сильные эмоции, неприятные телесные реакции - все это свидетельствует о наличии опыта, который не был пережит. Если погружение в свой внутренний мир сопровождается интенсивными болезненными эмоциями, то необходима помощь квалифицированного специалиста.

Так непрожитая до конца травма  может ограничивать способность человека выдерживать свои чувства: контакт с собой становится болезненным.

Что же касается личностного роста, то этот путь доступен в любом возрасте. Сегодня существует множество программ, тренингов и семинаров, направленных на развитие тех или иных качеств личности. Однако неумение слушать свой внутренний голос может привести к тому, что посещая эти мероприятия, даже получив специальную подготовку в области психологии, человек может остаться закрытым для самого себя. Это те случаи, когда человек знает, что нужно делать в той или иной жизненной ситуации, но почему-то поступает иначе. Знания не могут заменить живой опыт. Хорошо, когда знания и опыт дополняют друг друга. Поэтому какой бы путь для своего развития человек ни избрал, умение себя слушать поможет принять верное решение: выбрать тот путь, на котором человек остаётся верен себе и может развивать свою уникальность, будучи одновременно эффективным в своей деятельности.

Вера Андреевна Лёвина, психолог-психотерапевт

Продвижение сайта - Студия Апдейт.

Задать вопрос

Напишите ваш вопрос и контактные данные.

Имя:*

Телефон:*

Подробности:*


Поля, отмеченные * обязательны для заполнения.